ОБЩАЯ ИНФОРМЦИЯ

P.A.R.T.S. расшифровывается как «Performing Arts Research and Training Studios», т.е. «Студия исследования и обучения исполнительскому искусству».

Школа была основана в сентябре 1995 года по инициативе труппы «Rosas» и национальной оперы «Ла Монне». Директором и разработчиком художественно-педагогической системы школы стала и по сегодняшний день является Анна Тереза де Кеерсмакер — выдающаяся бельгийская танцовщица и хореограф. Анна Тереза также основательница балетной компании «Rosas», 1983 год. Вдохновением для возникновения школы P.A.R.T.S. была «Mudra» — школа в Брюсселе, созданная в 1977 году хореографом Морисом Бежаром, а позже перевезенная им в Швейцарию. В этой школе обучалась сама Анна Тереза де Кеерсмакер.

P.A.R.T.S. позиционирует себя как художественный проект. Учебный план строится на основе репертуара Анны Терезы де Кеерсмакер и других выдающихся хореографов современного танца, таких как: Триша Браун, Уильям Форсайт, Пина Бауш. В то же время P.A.R.T.S. называет себя «лабораторией будущего». «Искусство — это не то, чему можно научиться, — написано на сайте школы, — но мы надеемся, что предлагаемый материал сталкивает и провоцирует студентов, стимулирует их сформировать собственное мнение и в дальнейшем окажется продуктивной основой для их художественной практики»*.

В школе есть две независимые программы, два цикла обучения: «Training» и «Research».

ЦИКЛ "TRAINING"

«Training» (в пер.с англ.яз. «обучающий») длится три года. Это интенсивный цикл, он предназначен для молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, которые хотят начать профессиональное образование, чтобы стать танцовщиком или хореографом. Учебная программа этого цикла стремится заложить технические основы современного танца. Фокус обучения направлен «на осознанный подход к своему телу, на театральное и музыкальное образование, на развитие творческих, композиционных навыков и теоретического мышления»*. 

Учебный день обычно начинается в 8.30 и длится до 17.30 или 18.30, с понедельника по пятницу. Есть перерыв на обед, 75 минут.  В некоторые периоды также возможны занятия по субботам.  Выпускница P.A.R.T.S. 2016 года цикла «Training» Виктория Брызгалова так описывает учебную неделю: «В P.A.R.T.S мы учились пять дней в неделю, в субботу иногда у нас была еще какая-нибудь лекция: философия или что-нибудь в этом роде. Утро начиналось в 8.30 с одного часа йоги, потом 15 минут перерыв, потом современный и балет, либо наоборот. Потом макробиотический обед, еда, которая сочетает инь и янь. С 14.15 до 17.30 теория либо воркшоп, иногда чуть дольше. В среду у нас был ритм, музыка, пение и современный танец»**.

Важная особенность цикла в том, что набор на него производится раз в три года. Следующий будет в сентябре 2019 года. Финальное прослушивание состоится в Брюсселе 9-14 апреля 2019 года. Перед тем как приехать в Брюссель, нужно пройти аудишен в одном из городов, которые будут представлены на сайте школы к лету 2018 года. Вика Брызгалова, в свое время, проходила кастинг в Москве, который проводили на базе «Театра-студии современной хореографии» (школа Ирины Афониной и Игоря Шегая). На нем присутствовал представитель первого поколения P.A.R.T.S. Сальва Санчес — на сегодняшний день он куратор образовательной программы в P.A.R.T.S.. Сами классы во время аудишена проводили российские педагоги. «Кастинг состоял из балетного класса с Софьей Гайдуковой, современного класса с Сашей Андрияшкиным и еще была импровизация. Сальва Санчес приехал в Москву и всех отсматривал»**.

Просмотр для «Training» цикла в P.A.R.T.S. в Брюсселе проходит в несколько туров. На первом необходимо написать эссе на английском языке, показать соло, пройти классы по балету, современному танцу, импровизации, театру, а также видеоинтервью, которое длится одну минуту. Во втором туре абитуриенты создают свое соло и выучивают репертуар Анны Терезы де Кеерсмайкер. «Во втором туре мы вытаскивали бумажки со словами, из которых мы должны были создать свое соло. Я выбрала «круг», «три», «розовый». Ну, как-то это сплела и сделала соло. Еще у нас был репертуар «Dramming». Это спектакль Анны Терезы де Кеерсмайкер»** — вспоминает Виктория.

ЦИКЛ "RESEARCH"

Цикл «Research» (в пер.с англ.яз. «исследование») длится один или два года. Эта программа предназначена для хореографов и драматургов от 23 до 35 лет с небольшим опытом работы, которые «хотят углубить и расширить свою творческую деятельности на основе художественного исследования»*. В программе затрагивается  исследование, которое проводится как до начала процесса создания хореографии, так и во время.

Требования для поступающих: степень бакалавра в области танца или магистра в любой другой области. Обязательное требование — не менее 3-х лет профессионального опыта, а также  опыт в создании авторской постановки, даже если она была в период учебы. Кандидаты могут подать командную заявку с одной темой исследования, но выбор будет все-равно индивидуальным. Максимальное число обучающихся на курсе — 12 человек. Для программы «Research» необходим очень хороший уровень английского языка, как разговорного, так и письменного.

Вступительные экзамены проходят всегда по-новому, так как в настоящее время исследовательская студия находится на экспериментальном этапе. Первый пилотный проекта длился с февраля по июнь 2015 года, второй пилотный проект стартовал в августе 2015 года и продлился до декабря 2016, третий идет сейчас — с сентября 2017 года по сентябрь 2018.

Учебный год в этом цикле, как правило, делится на два блока по 17 недель, с перерывом в два месяца между каждым. Занятия начинаются в 13.30 и длятся до 18.30. По утрам студенты могут работать автономно или присоединиться к занятиям тренировочного цикла. Также летом все студии открыты для студентов цикла «Research», за исключением нескольких недель, когда в P.A.R.T.S. проходят запланированные мероприятия.

Каждый год программа «Research» задает себе новые вопросы для проработки. Например, в учебном году 2017 - 2018 гг. исследование направлено на то, как танец и хореография могут зародиться из экспериментальной музыки и поэзии. Вот некоторые вопросы этого года: «Как мы представляем себе отношения между хореографией и текстом сегодня? Между постановкой движения и созданием музыки? Каковы сегодняшние эксперименты с участием слова, жеста, голоса, звука, музыки и движения? В чем сегодня очарование поэзии и какова поэзия современного танца?… Как мобилизовать эксперимент хоровой обработка музыки и звука вместе с движением? Имеют ли выразительную силу танцующие тела, чтобы говорить и говорить за себя? Что мы имеем в виду, когда мы выступаем в первом лице единственного числа, и как мы выступаем, когда мы говорим во множественном числе “мы”?»*. Координаторы и педагоги этой программы признанные теоретики, музыковеды, музыканты, драматурги, писатели, философы, композиторы, танцовщики и хореографы. Они разрабатывают траекторию исследования и согласуют ее между собой.

Стоимость обучения: регистрационный взнос составляет € 4.500 для цикла «Training» и € 2500 для цикла «Research». Эта сумма оплачивается только один раз, независимо от количества лет студент тратит на части. Она должна быть оплачена до 1 июля нового учебного года. Далее оплата составляет € 2.500 в год, с ежедневным обедом для обоих циклов. В первом году стоимость обучения может быть оплачена в 2 этапа: € 1500 до 1 сентября, второй платеж в размере € 1000 должны быть оплачены до 1 января следующего календарного года. Во 2-й и 3-й год полная стоимость обучения должна быть оплачена до 1 сентября.

Еще студент должен оплатить €150 в год на организацию выступлений в школе. Также могут возникнуть дополнительные расходы на экскурсии и проекты вне школы, до €1000 в год. «Школа всегда будет стараться обеспечить внешнее финансирование для таких проектов»* — говорится на сайте. «В год еще надо + € 10000 на питание и проживание»** — делится своим опытом выпускница 2016 года Вика Брызгалова. Возможность подрабатывать есть, но очень редкая, так как «с утра до вечера ты занят в школе».**

Школа финансируется Министерством образования Фламандского сообщества и диплом P.A.R.T.S. юридически не признан властями, но в профессиональной сфере он считается эквивалентным степени бакалавра, а для исследовательского курса — степени магистра. Кроме того, с дипломом P.A.R.T.S. не сложно получить возможность обучаться по магистерским программам в других ВУЗах Бельгии или за рубежом.

В марте каждого года есть день открытых дверей, где можно позаниматься у педагогов, посмотреть выставку, видео материалы и попробовать макробиотический обед.

Сайт: www.parts.be

 

Примечания:

*Официальный сайт школы  www.parts.be

**Интервью с выпускницей P.A.R.T.S. Викторией Брызгаловой

Екатерина Стегний