АКАДЕМИЯ ТАНЦА

ЗАЛЬЦБУРГА

SEAD

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИИ

В 1993 году Сьюзен Куинн задумала создать SEAD («Salzburg Experimental Academy of Dance», т.е. «Экспериментальная Академия Танца Зальцбурга») как центр подготовки современных танцоров и хореографов, а также пространство, в котором будут проходить перформансы и образовательные программы в области современного танцевального искусства. В то время эта школа стала одним из первых мест, где могли получить профессиональную подготовку современные художники в Австрии. SEAD сегодня является аккредитованной академией со студентами более чем из 120 стран мира. В 2001 году программа профессиональной подготовки была удостоена признания австрийского правительства в качестве программы по эквивалентности с университетской. В SEAD есть несколько обучающих циклов, как и в P.A.R.T.S.: бакалавр «художник в процессе» и магистратура «художник на практике».

Программа бакалавриата SEAD длится четыре года и состоит из шести блоков в год. Успешное завершение четырехлетнего обучения дает диплом по специальности «хореография» или «перформанс». Возраст поступающих — старше 18 лет. SEAD, в первую очередь, ориентируется на практику, поэтому программа включает в себя большое количество классов и семинаров, которые «предназначены развить профессиональные навыки художника современного танца. Компоненты добавляются или смешиваются в соответствии с потребностями студентов»*.

 Занятия в школе проходят 5 дней в неделю с 9.00 до 18.00, некоторые группы встречаются для дополнительных семинаров по субботам. Зачетными считаются с четвертой по шестую недели семестра. Структура учебного дня очень гибкая и адаптируется конкретно под набранный курс. По программе утром в школе проходят практические занятия: йога несколько раз в неделю, балет и современный танец каждый день, регулярные занятия по пилатесу, джиреокинезису, соматическим практикам и альтернативным методам. В послеобеденное время бывают семинары по хореографии, импровизации, театру, исследованию движения, контактной импровизации, партнерингу, репертуарным классам. Теоретические предметы проходят в форме еженедельных занятий и/или семинаров, среди них есть анализ и история танца, музыка и ритм, анатомия, философия. Вечером предоставляется время для репетиций студенческих проектов. В конце каждой недели есть собрание учителей, которые решают график на следующую неделю.

По стилистике школа склонна к партерным техникам. Есть педагоги из трупп таких хореографов, как: Sidi Larbi Cherkaoui,  Hofesh Shechter, Jasmin Vardimon, Wim Vandekeybus. В школу приезжают Jozef Frucek, Lali Ayguade, Laura Aris, Francesco Scavetta, Sita Ostheimer, Eldad Ben Sasson, Carlos Matos, Martin Kilvady, Tugce Tuna, Tony Vezich, Paul Blackman, Cristine Gouzelis, Zuna Kozankova, Milan Kozanek, Mattej Kezar, Stephanie Cumming,  Jorge Jauregui и многие другие.

БАКАЛАВРИАТ "ХУДОЖНИК В ПРОЦЕССЕ"

Программа «художник в процессе» выделяет несколько этапов обучения: заземление, локализация и работа над постановкой.

Заземлению посвящен первый год обучения, в этот год акцент делается «на получение концентрированных эмпирических знаний о работе в студии»*. Студент знакомится с различными преподавателями, методами, с физическими практиками: «энергичными и мягкими, внутренними и внешними, заданными заранее или в-момент, старыми и новыми формами». Также уделяется большое внимание занятиям по анатомии, ритму и профилактике травматизма. Основной первого года является интенсивная внутристудийная мастерская с одним из художников. «В этом классе студенты знакомятся с хореографией и исполнительством, танцуя / делая / импровизируя с помощью различных методов, призванных помочь каждому студенту в группе найти свой творческий потенциал и предпочтения»*. Выпускница SEAD Анна Сорокина вспоминает: «наши учителя были все время в поиске, и вместе с нами они искали что-то новое. Допустим, в какой-то момент в течении двух месяцев, у нас каждый день было три часа импровизации, и первые полтора часа мы импровизировали под Чайковского…В общем, было много таких штук, когда ты понимаешь, что это исключительно ноу-хау конкретного учителя. Это было очень тяжело, но очень интересно»**.

 

Второй год — локализация. Цель второго года — найти свои собственные творческие практики. Для этого студенты в первой половине года работают с несколькими «артистами танца»*. Теория и репертуарные классы также вводятся на втором курсе, «исторический и эстетический обзоры в области танца дают студенту достаточно знаний, чтобы он  мог делать осознанный выбор в своем исследовании». Во второй половине второго курса студенты самостоятельно составляют план для следующего этапа обучения.

 

Следующий этап посвящен работе над постановкой,  он направлен на развитие зрелости. «У нас очень много было уроков по композиции танца,  эти уроки проходили тоже после обеда. Нас очень много тренировали в этом направлении и давали нам много инструментов, с помощью которых мы могли поставить свои спектакли»** — говорит А.Сорокина. Наставничество в работе  является особо важным для этого этапа. «Мы могли попросить любого учителя быть куратором, с этим вообще не было проблем. Нам не ставили специально кого-то конкретного, мы могли спросить любого»**.

Разработка и представление своих работ, организация мероприятий от небольших показов, инициированных самими учащимися, до масштабных школьных мероприятий, в которых участвует весь студенческий состав, — являются неотъемлемой частью на протяжении всех этапов обучения. На эту программу можно поступать ежегодно.

 

ПОСТУПЛЕНИЕ

Первый раунд прослушиваний проходит в различных городах мира, которые указываются предварительно на сайте школы. Кандидаты, успешно прошедшие первый тур, приглашаются на второй тур в Зальцбург, где отбираются уже для учебы. На финальном туре нужно пройти классы по балету, современному танцу, импровизации, показать соло и пообщаться на собеседование. «Ты приезжаешь, рано утром, часов в 9.00, — вспоминает Аня, — проходишь регистрацию, тебе дают номерок, говорят в какой ты группе. У каждой группы свое расписание. Например, у одной группы сначала балет, потом современный танец и соло, чаще всего так»**.

МАГИСТРАТУРА "ХУДОЖНИК НА ПРАКТИКЕ"

Цикл магистратуры «художник на практике», в который входят две программы: I.C.E. и BOGHI, предназначен для студентов, «успешно завершивших профессиональную танцевальную программу и готовых к самостоятельной инициативе при поддержке профессионального наставничества»*. Основа для обеих программ — полное погружение и интенсивная работа по своей специализации. Поступить каждый год может не только выпускник SEAD, но и студенты из других учебных заведений.

I.C.E. — International Choreographic Exchange, что в переводе означает «международный хореографический обмен». Годичная магистерская программа дает возможность молодым хореографам создавать свои собственные работы в «благоприятной творческой среде»*. В школе студенты могут пользоваться репетиционным пространством, танцорами, площадкой для показов и обратной связью с профессионалами в области танца. Учебную программу разрабатывают сами студенты с учетом своих потребностей при помощи наставника. В течение года учащиеся работают над новой постановкой, проводят исследования, разрабатывают диссертацию, в любое время могут воспользоваться помощью гостевых хореографов, а также, продолжить заниматься техническими классами с группой бакалавриата. Программа включает в себя семинары по движению, уроки по теории танца и перформанса, дополнительно студенты могут приобрести опыт в области театрального света и звукового оформление.

 I. C. E. — это место между учебным заведением и профессиональной компанией, где танцовщики могут сосредоточиться на лабораторном подходе к созданию и исполнению танца.

После успешного завершения программы , выпускники получают свидетельство об окончании магистратуры.

Вторая программа магистратуры — BODHI направлена на углубление в танцевальную практику и предлагает работу в профессиональной компании в течении года. У магистрантов появляется возможность работать с международно-признанными хореографами, создавать новые перфомансы и участвовать в них, в том числе в международном туре, а также получать ежедневные технические классы. В некоторых проектах танцоры BODHI могут выполнять хореографию, которая поставлена студентами I.C.E. Каждый год могут принять участие в программе только студенты, которые «показывают исключительную художественную квалификацию и которые завершили профессиональную программу обучения танцу»*. После успешного завершения года, студенты проекта BODHI получают сертификат магистра.

BODHI программа была основана Сьюзен Куинн в 2008 году, и в настоящее время находится в резиденции в SEAD в качестве независимой антрепризы.  Этот проект является платформой для «новых хореографических голосов на международной сцене современного танца»*. Разнообразный репертуар компании позволяет танцорам показать свое художественное и техническое совершенство. Всемирно известные хореографы Jarkko Mandelin (FIN), Cecilia Bengolea (ARG/FRA) and Lali Ayguade (ESP) создавали  новые постановки в учебном году 2017/18. С 2008 года BODHI проект создал 36 новых постановок и 200 раз выступал на европейских фестивалях в Австрии, Бельгии, Чехии, Хорватии, Англии, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Нидерландах, Польше, Англии, Сербии, Швеции, Швейцарии, Словении и Испании. С 2016 года компания также гастролирует за пределами Европейского Союза на фестивалях в США, в Южной Африке, Китае и Израиле.

Стоимость обучения в SEAD - € 4.000  в год, административный сбор для бакалавриата - € 2.400 за четыре года, для магистратуры - € 600 в год, он должен быть оплачен до начала учебной программы. Если студент будет принят на один из старших курсов, то административный сбор будет рассчитываться исходя из € 600 в один год. Поступивший должен отправить подписанный контракт со школой в SEAD с депозитом в € 600, чтобы закрепить за собой место. Остаток всех административных сборов плюс первый платеж за обучение должен быть оплачен до 1 сентября. Оплату за обучение можно также разделить на две части: € 2.700  до 1 сентября и € 1500 до 1-го февраля, но при этом добавляется взнос в размере € 200.

 

Студенты могут подавать заявки на получение грантов и премий от местных (муниципальных, региональных, национальных) властей. В идеале заявки должны подаваться сразу после принятия во второй и заключительный раунд прослушиваний. Школа предоставляет необходимые документы при необходимости. Также в SEAD есть ограниченное количество рабочих стипендий для студентов, которые позволяют покрыть до 50 % от стоимости обучения. Аня рассказала нам: «У нас в академии нет обслуживающего персонала, и можно было убирать с утра перед уроками. Тебе списывали за это какое-то определенное количество денег: либо пол года, либо даже целый год. Ты учишься бесплатно, но ты убираешь! Это тяжко, конечно, так как классы чаще всего начинаются в 9 утра, то есть в 8.30 ты должен быть там и драить полы. Пространство у нас очень большое!»**.

 

В Зальцбурге можно иногда подрабатывать, но совмещать с учебой не всегда просто: «город маленький и много студентов, многие из разных стран, поэтому можно было работать: либо в баре, либо моделями, т.е. сидишь часа три, а с тебя срисовывают художники…но сил фактически не хватало, потому что нас очень «выматывали»»**.

В SEAD ещё действует летняя школа в августе, которая стремится создать формат, который «будет вдохновляющим, поддерживающим и информативным», даст обучающимся практические навыки и советы.

В течении года также бывают подготовительные недельные интенсивы с педагогами школы.

Сайт школы: www.sead.at

Примечания:

*Официальный сайт школы www.sead.at

** Интервью с выпускницей SEAD Анной Сорокиной  

Екатерина Стегний