Высшие учебные заведения и образовательные программы в сфере contemporary dance в России

В нашей прошлой статье мы рассказывали о фестивалях современного танца в России. Однако зачастую хореографы и исполнители не чувствуют в себе достаточно уверенности и смелости, чтобы подать заявку. Бывает так, что кажется, будто не хватает знаний, мастерства, профессионализма… Где же все это найти?


Именно об этом наша сегодняшняя статья: о том, где же учиться современному танцу. Редакция блога «Про Движение» отобрала для вас лучшие учебные заведения и образовательные программы на территории России, обучение в которых дает диплом и дальнейшие перспективы в трудоустройстве на хореографическом поприще.
 

 

Российский институт театрального искусства ГИТИС.

 

ГИТИС является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования, и осуществляет прием студентов на подготовки по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Выпускники получают диплом о высшем образовании государственного образца.

 

Сейчас ГИТИС ведет прием на восемь основных факультетов института, среди которых есть и Балетмейстерский, который, в свою очередь, имеет два отделения: балетмейстерское и педагогическое. Балетмейстерское отделение готовит хореографов для театров оперы и балета, хореографических коллективов, а также хореографов фигурного катания. Отделение педагогов готовит преподавателей для хореографических училищ по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому, современному бальному танцу, дуэтному танцу. Форма обучения - очная (4 года) и заочная (4, 5 года). На балетмейстерском факультете проводится обучение по магистерской программе (2 года).

 

Много внимания во время обучения уделяется иностранным языкам: ведь студенты часто бывают на мастер-классах зарубежных исполнителей, а также нередко уезжают стажироваться за границу. Помимо языков, изучаются теоретические разделы психологии личности и межличностных отношений, есть практические занятия по тренингу общения и воспитания сенситивной культуры.

В программу вступительных испытаний входят два основных пункта:

1. Искусство хореографии (творческое практическое испытание)
2. Собеседование (устно)

В творческом практическом испытании выявляется техника хореографического искусства абитуриента, его навыки, пластика и выразительность. Испытание включает в себя практическое проведение самостоятельно разработанного урока, во время показа которого выявляются способности к педагогической профессии, знания методического построения урока, умение четко объяснять учебное задание (это, так называемый, "методический показ"). Собеседование ставит своей целью выявление профессиональных качеств поступающих, их интеллектуального уровня и культурного кругозора, знаний в области истории хореографического искусства.

 

Татьяна Чижикова, хореограф и педагог современного танца, получала хореографическое образование в том числе в ГИТИСе. Мы попросили ее вспомнить о том, как это было: "Я ни о чем не жалею, в смысле, о том образовании, которое было получено. Есть довольно расхожее мнение, что академическое образование блокирует способность мыслить широко, но я так не считаю. Мне радостно, что в моей жизни есть и академическое образование, и более, скажем так, свободное. В ГИТИСе было приятно и замечательно то, что мы каждую свою работу презентовали сразу зрителю, у нас не было показов в рамках зала. Алла Михайловна Сигалова взяла это за правило: любой показ, любой экзамен по профилирующему предмету обязательно должен проходить на сцене, при зрителях. И она никогда не мешала процессу, не вторгалась и не говорила как надо, как не надо, не давила – и в этом ее большая менторская заслуга. Академическое образование – это определенная дисциплина, которая, как мне кажется, очень важна в профессии; тебя учат сосредотачиваться и работать, такой "профессиональной аккуратности", которая очень помогает в дальнейшем".

 

Список литературы для вступительных экзаменов, основные принципы обучения, историю факультета вы можете прочитать по ссылке.

 

 

Московский государственный университет культуры и искусств.

 

Еще один институт, осуществляющий подготовку хореографов и артистов балета - это Институт Культуры (ныне - МГУКИ), в котором в 1965 открылся хореографический факультет.
 

С 2010 года факультет готовит бакалавров по направлениям подготовки «Хореографическое искусство» и «Народная художественная культура». Обучение длится 4 года на очной форме и 5 – на заочной. В процессе подготовки студентам даются знания по классическому танцу, народному танцу, рассматриваются исторически-бытовые и современные стили (в том числе модерн и contemporary), уделяется внимание истории хореографии, теории и методике преподавания различных танцевальных направлений, основам режиссуры. Есть и магистерская программа, но только по направлению «Хореографическое искусство.

 

Ежегодный конкурс среди абитуриентов составляет не менее 15–18 человек на место.

 

Студенты проходят учебную и производственную практику в профессиональных творческих коллективах, в вузах и училищах культуры и искусств. Окончившие университет работают руководителями хореографических коллективов, преподавателями хореографических дисциплин в учебных заведениях культуры и искусства, хореографических школах, а также артистами профессиональных творческих коллективов.

 

Алёна Ищенко, участница образовательных проектов "Про Движения", рассказала о своем обучении в МГУКИ:  "Это мое второе высшее образование, я считаю его более важным и полезным для себя. Танцую я с детства, у МГУКИ структурировал, дополнил мои познания в хореографии. Упорядочил ворох информации в голове и добавил многое дополнительных, необходимых знаний. Было много теоретической базы, ещё больше - практического опыта постановки танца и руководства группой людей. Мы получили много знаний по модерн-джазу, классическому джазу, контемпорари, диско, классическому, народному и бальному танцу, степу. Преподаватели все потрясающие, очаровательные в человеческом плане, а самое главное - квалифицированные специалисты, у которых очень приятно и интересно учиться. Узнали основы режиссуры и актерского мастерства. Я считаю, это тоже очень полезный аспект обучения хореографов. Так же, как и уроки по истории хореографического искусства. И еще один момент - после защиты дипломов нам подарили потрясающий творческий подарок. Мы посетили показ танцевального спектакля «Чужой», по мотивам мюзикла «Волосы». Замечательная постановка! Очень трогательная, яркая, проникающая в самую душу. Под конец спектакля не осталось ни одного человека, кто бы не пустил слезу. Мое обучение в Университете и особенно просмотр этого танцевального спектакля вдохновили меня настолько, что не прошло и недели после выпуска, как я придумала свой проект - танцевальный спектакль «Выбор за нами». В течение нескольких дней был проработан концепт и написан сценарий. Чуть больше, чем через полгода, состоялся премьерный показ. Если бы не МГУКИ и тот творческий подарок для нас, возможно и не было бы моего «детища» - моего «Выбора». Иногда ловлю себя на мысли, что скучаю и хочу вернуться в стены института".

 

Список вступительных испытаний, преподавателей кафедр, полную историю факультета ищите на сайте.

 

 

Первая Национальная Академия Искусств «Дункан».

 

Вариант для тех, кто не настроен учиться долго, а хочет получить все самые передовые знания интенсивно. Первая Национальная Академия Искусств, открытая в 1998 году, - это учебное заведение, объединившее под своим началом талантливых и опытных профессионалов - российских и зарубежных хореографов и заслуженных преподавателей высокого уровня, которые используют в работе как современные зарубежные методики преподавания современного танца, так и элементы, характерные для классической русской школы танца. 

 
Срок обучения в Академии составляет всего 9 месяцев. Бюджетных мест не предусмотрено – обучение платное (в среднем – 11 000 рублей за месяц). По окончанию обучения выдается диплом государственного образца тем студентам, которые имеют (или ещё получают) высшее или среднее профессиональное образование. Свидетельство установленного образца выдается студентам со средним образованием. Лучшим ученикам оказывают помощь в трудоустройстве.

Первая национальная Академия современной хореографии «Дункан» проводит набор на курсы профессиональной переподготовки по следующим дисциплинам: 
- педагог-хореограф
- хореограф-постановщик
- руководитель хореографического коллектива
- артист шоу-балета

Помимо постоянных классов, «Дункан» активно организует мастер-классы российских и зарубежных хореографов. Студенты и выпускники Академии являются частыми гостями на различных танцевальных фестивалях страны.

 

Евгения Качесова, постоянная участница наших мастер-классов, хореограф, под началом которого работает небольшая, но амбициозная танцевальная команда, в свое время получила диплом хореографа именно там: "Что ж, это - чисто субъективное мнение, для меня это образование подошло. Я шла туда, чтобы подтянуть теоретическую базу. Раньше я урывками ходила по всяким коммерческим школам contemporary dance, и там мы просто учили связки, и я понимала, что мне не хватает теоретической базы, вот прямо с нуля. Поэтому мне было полезно обучение в "Дункан", потому что там действительно все разжевывают и разбирают. Мы учились всего год, но я все "схватила" и взяла, и пошла уже на продвинутый уровень контемпорари, уже понимала термины, про что вообще этот танец, Начала сама смотреть что-то и читать. Из минусов - были другие дисциплины, которые велись очень поверхностно, например народные танцы, бальные, хип-хоп... Час в неделю - это ни о чем, по сути просто связки учили, ни теории, ни практики толком. Еще не понравился не очень высокий уровень коллег-танцоров. Мне нравится, когда я занимаюсь в сильной группе, есть некая конкуренция, которая мотивирует. Отбора в Академию никакого нет, только собеседование, но берут всех, кто платежеспособен. Если резюмировать - я  получила то, за чем я шла, за теоретической базой contemporary dance, я счастлива, я иду дальше. Если кто-то уже с базой, как продвинутый танцор, то скорее всего будет неинтересно, скучно и трата времени. Разве что для "корочки" захочется пойти учиться". 
 

Телефон, по которому можно записаться на обучение, список педагогов и прочие полезные сведения вы можете найти на официальном сайте Академии.

 

 

Академия русского балета им. Вагановой.

 

В нашем перечне невозможно не упомянуть об одной из лучших школ балета на территории России. Академия русского балета имени А.Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире, ее основала в 1738 году сама императрица Анна Иоанновна. Академия располагается в Санкт-Петербурге и специализируется, по большей части, именно на академическом танце.

Направления подготовки – бакалавриат, магистратура и аспирантура, есть три основных факультета: педагогический, исполнительский и профессиональной подготовки.

 

Мы же предлагаем обратить внимание на конкретную образовательную магистерскую программу: «Художественные практики современного танца». Это – сравнительно новая программа, обучение на которой занимает стандартные два года. В числе преподавателей – Гордеева Татьяна (один из самых активных и знаменитых исследователей, теоретиков и практиков современного танца в России), Любашин Александр, Пепеляев Александр (лауреат премии «Золотая Маска», чьи постановки мы часто советуем в дайджестах) и Долгова Юлия (сертифицированный преподаватель системы анализа движения Axis Syllabus).

 

Цитата из Положения о программе:

«Цель магистратуры – подготовка танцевальных художников в области хореографического искусства, обладающих гуманистическим мировоззрением. Танцевальный художник – специалист в области искусства танца, способный к артикуляции своей позиции в современном обществе и современной культуре в контексте художественных задач современности и культурных традиций. Программа реализуется на базе непрофильного бакалавриата. В рамках данной программы под современным танцем понимается вид исполнительского хореографического искусства, основным выразительным средством которого является тело как активная форма организации физических, психофизиологических, перцептивных состояний в контексте нахождения в предварительно обусловленных и установленных границах. Основная компетенция танц- художника, хореографа заключается в способности четко определить и установить для себя эти границы. В первую очередь данная программа является опытом, восполняющим характерный для российского хореографического сообщества пробел, который выражается в недостаточном артикулировании драматургической (структурной) составляющей хореографических работ. История хореографического искусства и пластической культуры ХХ-ХХI веков предлагает значительные изменения в сюжетах линейности, нарративности и изобразительности хореографического произведения. Развитие новых технологий и теории информации, появление новых средств коммуникации отражается на процессах восприятия мира и художественных практиках. Возникший сравнительно недавно, современный танец обладает способностью чутко реагировать на изменения, происходящие в социокультурной, политической и экономической жизни общества. В результате обучения, студент должен уметь сформулировать и выработать свои индивидуальные методы в решении художественных задач».

 

Среди требований к абитуриенту: необходимость диплома государственного образца о среднем (полном) общем образовании и высшем профессиональном образовании уровня бакалавра или специалиста. После предварительной подачи документов (творческая биография; рекомендательное письмо от представителя танцевального сообщества; мотивационное письмо; записанная на видео работа 20 мин.), осуществляется сдача профильного экзамена (техника, импровизация, соло) и собеседование, позволяющее выявить у абитуриента знания истории развития современного танца в России и мире, настоящих тенденций в области современного искусства, а также профессиональную ориентированность абитуриента на профессиональную деятельность; сдача экзаменов по иностранному языку и истории культуры.

 

Сведения о других направлениях подготовки и кафедрах, а также о перечне необходимых документах ищите на официальном сайте.

 

 

Курсы Ассоциации Танцевально-Двигательных Терапевтов России.

 

Танцевально-двигательная терапия – одна из форм арт-терапии - тесно связана с современным танцем и философией движения в этом направлении. ТДТ начинает развиваться именно после открытия Дункан свободного танца и дальнейших исследований хореографов на этом поприще. В России есть своя Ассоциация Танцевально-Двигательных Терапевтов, базирующаяся в Институте Практической Психологии и Психоанализа. Она регулярно проводит мастер-классы, лекции, а также предлагает несколько программ профессиональной переподготовки, на которые мы хотели бы обратить ваше внимание. По окончании курса слушателям выдаются дипломы.

 

Программа «Развивающий танец» идет 10 месяцев и состоит из 8 основных модулей. В основе программы лежит идея о целостном развитии человека и его движения. Студенты изучают соматические практики, некоторые формы танцевального искусства, танцевально-двигательную терапию. Полученные знания в дальнейшем можно использовать в самых разных сферах, связанных с движением: в педагогике движения и танца, создании хореографии, в фитнес-тренинге, в различных терапевтических и психологических практиках.

 

Среди требований к поступлению: наличие танцевального/двигательного опыта; наличие профессиональной деятельности, в которой используется движение; наличие любого высшего образования.

 

Мы попросили Веронику Гурину, одну из постоянных участниц мастер-классов «Про Движения», рассказать о своем опыте обучения на программе: «Самое главное на программе "Развивающий танец" для меня - переосмысление вопроса: "что для меня танец?" Уход от формы, погружение в саму суть танца. Основные принципы программы, такие как безоценочность, признание уникальности каждого человека, целостного осознания себя и других, перевернули мое мировоззрение. Процесс обучения выстроен очень тонко, от простого к сложному. Педагоги сопровождают студентов по пути сомнений, вопросов, откровений, нахождения ответов. Нет четких инструкций, очень индивидуальный процесс усвоения знаний, обязательно телесное проживание информации. В конце обучения, при написании своего проекта, все собирается в единую мозаику. В процессе обучения я открыла для себя систему анализа движения Лабана, экспериментальную анатомию, креативный танец и много другого. Мое восприятие внешнего и внутреннего мира стало шире и глубже. Открылись новые грани. Я приняла и полюбила себя. Появились вопросы, ответы на которые можно искать всю жизнь».

 

Второй курс, более узкой направленности, достаточно интенсивный по соотношению количества материала и длительности обучения – «Вводный курс по танцевально-двигательной терапии», длится всего неделю и проводится, в среднем, три-четыре раза в год.

 

Курс направлен на знакомство с танцевально-двигательной терапией и с танцевально-двигательной импровизацией, а также включает в профессиональное сообщество танце-терапевтов и дает право участвовать в семинарах зарубежных преподавателей и прослушивать отдельные курсы в качестве вольнослушателя в рамках программы Специализации по ТДТ. Кстати, поступление на трехлетнюю программу по ТДТ возможно только с прохождением Вводного курса.

 

Танцевально-двигательная терапия – это новые возможности и методики, которые можно включить в любую деятельность, связанную с движением. Курс полезен для желающих обогатить свои представления о теле и взаимосвязях движения и психики, и к тому же никаких особых требований к поступающим нет – необходимо предоставить копию диплома о высшем образовании, паспорта и несколько фотографий, а также заполнить анкету заявителя.

 

О других курсах, а также контактные телефоны и информацию по поступлению, вы можете узнать на сайте АТДТ.

 

 

Образовательная программа СОТА.

 

СОТА — это пространство исследования, теории и практики создания работ в области современного танца и перформанса. Инициатором создания СОТЫ и ее бессменным куратором является Дина Хусейн – одна из востребованных педагогов, теоретик и практик современного танца, в данный момент живущая и работающая за рубежом. Само название «СОТА» – это аббревиатура "СОвременный ТАнец". И, как говорит сама Дина: «Сота — хороший образ, мед, сладкая ячейка такая. Местечко, где что-то хорошее может создаваться».

 

СОТА сотрудничала с разными институциями - начинала в "Институте театра", проекте "Золотой Маски", потом были музей современного искусства Гараж, культурный центр ЗИЛ, Театральный Центр имени Вс. Мейерхольда, Новое Пространство Театра Наций, Галерея на Солянке, Арт-площадка СТАНЦИЯ, а также иностранных культурных центров: Французского Института и Швейцарского фонда ПроГельвеция. В СОТЕ преподают не только хореографы - привлекаются к работе и современные композиторы, и визуальные художники.

 

Основной фокус программы – обучение непосредственно через практику и междисциплинарный подход к созданию работ. Под руководством преподавателей и менторов, которых Дина ежегодно отбирает и приглашает лично, участники СОТЫ приобретают навыки, опыт взаимодействия и сотрудничества между собой, а также с представителями других театральных профессий и других медиа. Кураторы стремятся развивать в своих студентах междисциплинарное мышление в творчестве для того, чтобы создавать перформансы на пересечении разных жанров. Задача участников — эксперимент, исследование, анализ процессов создания работ, поиск и формирование собственного подхода к хореографическим и перформативным практикам.

 

Программа СОТЫ состоит из технических классов, лекций, лабораторий под руководством менторов и самостоятельной работы. Упор делается на создание собственных работ, на этом же базируется учебный процесс. Обучение сопряжено с показами – в 2017 году студенты СОТЫ отправились в настоящий тур по Костроме, Санкт-Петербургу и Москве, где показали свои выпускные работы, а также приняли участие в спектаклях и показах зарубежных хореографов. 

 

СОТА функционирует по принципу европейских институций; студенту не обязательно иметь высшее хореографическое образование и идеальную технику танца, но некоторый перформативный бэкграунд быть должен. Это программа нацелена на тех, кто хочет сделать перформативное высказывание своей профессией. Отбор происходит в два этапа - он-лайн заявка на сайте СОТЫ и последующая офф-лайн встреча с Диной Хусейн и кураторами проекта, включающая и собеседование, и некоторую практику и выполнение поставленных задач.

 

Татьяна Чижикова, которая выше рассказывала о ГИТИСе, была участницей образовательной программы СОТА, и мы, конечно же, полюбопытствовали о том, как это было: "Я много пользуюсь теми инструментами, приемами, способами мыслить, которые получила в СОТЕ и на других лабораториях. Я считаю, что СОТА во многом повлияла на мой качественный скачок в профессии, поскольку это такой open-mind, тебя как будто из одной точки расширяет на 360 градусов, и ты из 2D становишься 5D. А позже понимаешь, что никаких "D" вообще не существует. С одной стороны это несколько страшно, но с другой - очень здорово. Такие образовательные программы просто необходимы сейчас в современном искусстве; различного рода эксперименты, лаборатории очень нужны. Это такая экспериментальная живая форма, часто невозможная в рамках академического образования, потому что там есть определенные каноны и устоявшиеся принципы. И их вполне может кто-то выбирать. И нет "правильного" и "неправильного", так как тот, кто хочет учиться, обязательное найдет "свою" программу".

 

К сожалению, в этом году СОТА не состоится по причине того, что Дина Хусейн находится в резиденции за рубежом, однако она активно ведет переговоры с Финляндией и Францией и надеется через некоторое время анонсировать новый набор в мастерскую, включающий в себя обучение не только в России, но и стажировки в других странах. Вы можете следить за обновлениями новостей проекта на его страничке в Facebook.

 

 

Стажировка в Boroditsky Dennis Dance Company.

 

Для тех, кто уверен в себе, своих знаниях и навыках (и кому уже исполнилось 16 лет), мы предлагаем не ждать долго и попробовать себя в стажировке одной из крупных танцевальных компаний России. Здесь нет дипломов по окончании и нет «жестких» сроков стажировки – вы можете стажироваться столько времени, сколько пожелаете. К участию приглашаются танцовщики от среднего уровня и выше.

Танцевальная компания Дениса Бородицкого регулярно проводит набор на стажировку, которая минимально длится месяц (при желании, вы можете продолжить в следующем), каждый день с понедельника по пятницу, с 12:00 до 16:00. Те, кто стажируются, живут по расписанию BORODITSKY DENNIS DANCE COMPANY: делают разогрев вместе с компанией, потом идут классы contemporary, yoga, pilates , которые ведёт Денис Бородицкий или артисты его труппы, затем идёт репертуар. Это может быть новая постановка или же материал уже готовых спектаклей, студенты участвуют в творческой деятельности компании и получают понимание механизмов создания новых постановок. После стажировки есть возможность попасть в компанию. По окончанию стажировки выдаются сертификаты.

 

Труппа Дениса Бородицкого – лауреаты премии «Золотая Маска» (высшей театральной премии России), они не раз участвовали в крупнейших театральных фестивалях и фестивалях современного танца, регулярно гастролируют, организовывают мастер-классы, ежегодные «Summer Dance Workshop», создают совместные проекты с музыкантами, художниками, фотографами и другими представителями творческой среды.

 

Одна из студенток "Про Движения" проходила стажировку в BDDC и поделилась впечатлениями: "Мне очень понравился летний лагерь BDDC, и я решила пройти стажировку в компании. Но лагерь и стажировка разительно отличаются: во время стажировки приоритет, что понятно, отдается труппе, ребятам, которые давно танцуют у Дениса. Студентов на стажировке вместе со мной было немного - 3-4 человека, и никто из них, вроде бы, после стажировки в BDDC не попал. Ну и уровень, конечно: надо быть технически подготовленным танцовщиком, чтобы все схватывать. Но мне повезло, когда я ходила, так вышло, что Денис целый месяц посвятил лабораториям и направленной импровизации, и это было классно, помогло мне в моей хореографической деятельности. Ну и было ощущение, что мы все на одном уровне - и студенты, и артисты труппы. Еще лично для меня очень много дали занятия по классике, педагог был - артист Большого театра, рассказывал много интересного. А еще Денис всегда хотел, чтобы была творческая атмосфера на занятии, что выгодно его отличало от тогдашних школ танца".

 

На официальном сайте вы найдете телефоны для регистрации на стажировку и последние новости о деятельности компании.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Свежие посты

Please reload

Подпишитесь на нас

  • Black Vkontakte Icon
  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon